химический каталог
  FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    РегистрацияРегистрация   ПрофильПрофиль   ВходВход


Мозг. Русская теория (сериал-тема)
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Химический форум -> Другие дисциплины
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Антонов В.М.
магистр


Зарегистрирован: 30.09.2010
Сообщения: 262
Откуда: Липецк

СообщениеДобавлено: 5:56 16-01-2016    Заголовок сообщения: Мозг. Русская теория (сериал-тема) Ответить с цитатой

31. Самосознание

У человека есть самосознание; но есть ли оно у животных?
Прежде чем ответить на этот вопрос, попробуем уточнить понятие самосознания. Это – не только эмоции.
Главным элементом самосознания является наличие в матричном головном мозге очувствления внутренних органов и двигательных, скелетных мышц. Это очувствление прежде всего свидетельствует о самом существовании органов тела, и реагирует на всякие его движения.
Животное, разумеется, не может сказать, что «эта лапа – моя лапа», «этот хвост – мой хвост» и «всякие движения ими - это мои движения», но оно воспринимает свои лапы, свой хвост и свои движения как свои собственные и не путает их с чужими.
При таком определении самосознания ответ на поставленный вопрос может быть только утвердительным: да, животные обладают самосознанием.
Нет сомнения и в том, что животные (особенно высокоразвитые) наделены полноценными эмоциями. Особенно выразительны они у собак, и не заметить их нельзя.
Самосознание животных можно обнаружить и с другой, внешней стороны. Иногда можно увидеть, как ссорятся между собой два воробья. Это говорит о том, что каждый из них имеет свою позицию, осознаёт её своей и отстаивает её в борьбе с другими. Слабый воробей уступит более сильному, но это произойдёт в борьбе – в борьбе самосознаний.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антонов В.М.
магистр


Зарегистрирован: 30.09.2010
Сообщения: 262
Откуда: Липецк

СообщениеДобавлено: 5:40 17-01-2016    Заголовок сообщения: Мозг. Русская теория (сериал-тема) Ответить с цитатой

32. Память навыкового мозга

Первоначально память люди воспринимали как способность мозга вырабатывать навыки. Эта способность могла быть хорошей или плохой.
Со временем смысл слова «память» изменился. Под памятью стали понимать накопитель документальной информации (текста, цифр, фотографий).
Теперь, зная как работает мозг и вся нервная система в целом, приходится возвращаться к первоначальному её определению. Живой мозг не является накопителем информации (как электронная флэшка); в нём нет ни одного участка для её хранения.
Мозг – активный преобразователь очувствления; не более того. Управляющая жидкость, идущая параллельными потоками от многочисленных элементов очувствления (от рецепторов), проходит сквозь мозг и выходит из него уже в виде сигналов управления мышцами.
Проводимость мозга складывается из проводимостей отдельных точек контакта сенсонейронов с мотонейронами, тоесть из проводимостей синапсов. При этом эти проводимости формируются сами по себе, автоматически, в режиме саморегулирования.
Стимуляторами изменений проводимости каждого в отдельности синапса являются два фактора: поток проходящей через него управляющей жидкости и наличие внешнего компонента - эмоветора. Чем больше тот и другой, тем сильнее изменяется проводимость синапса и тем ускореннее происходит процесс обучения.
Изменчивость проводимостей синапсов мозга и есть память. Эта изменчивость может быть хорошей (тоесть интенсивной) или плохой (ослабленной).
Способствуют памяти в первую очередь хорошо работающие рецепторы. Это - когда их много и когда они – очень чувствительные, тоесть легко реагируют на внешние раздражители. Это – когда хорошо работает рецепторная среда: чем богаче мимика, тем лучше. Ну и - когда нет претензий к сенсонейронам, доставляющим управляющую жидкость от рецепторов к мозгу.
Вторым фактором, способствующим памяти, является доставка к синапсам внешнего компонента – эмоветора, вырабатываемого специальными железами мозга. Чем больше этого эмоветора, тем лучше. Интенсивность поступления эмоветора зависит в большой степени от эмоционального состояния организма. И, само собой разумеется, эмоветорные (эмоционные) железы должны хорошо работать, тоесть легко отзываться на сигналы управления ими и обильно выделять эмоветоры.
Эмоветоры делятся на одобрительные и огорчительные. Одобрительные вырабатываются при правильном ходе обучения и способствуют росту проводимостей синапсов. Огорчительные, наоборот, вырабатываются при неправильном ходе обучения и способствуют уменьшению проводимостей.
Одобрительные эмоветоры вырабатываются в благоприятных ситуациях; огорчительные – в неприятных.
Оценка ситуаций – способность в основном врождённая. Если грудной ребёнок дотянулся рукой до желанной игрушки, то данная ситуация для него – благоприятная. Если же он ударился и ощутил боль. то ситуация – неприятная.
Но есть и такие ситуации, оценка которых определяется навыком (для человека – воспитанием). Если ребёнок испачкался, то это – плохо; если он обошёл лужу, то это – хорошо.
Иногда, к сожалению, случается путаница в оценке ситуаций и даже перестановка их местами: благоприятные оцениваются как неприятные и, наоборот, неблагоприятные – как одобрительные.
Правильная оценка ситуаций способствует улучшению памяти; неправильная её ухудшает.
Нельзя не отметить также влияние на память возраста организма. В молодости и рецепторы и железы (да и вся нервная система) работают лучше; с возрастом их продуктивность снижается. В молодости память – лучше; на старости – хуже. Это – факт.
Но, удивительное дело, такое изменение памяти в зависимости от возраста – очень даже целесообразно. Учитывая то, что в процессе обучения новые навыки как бы накладываются на старые и затушёвывают их, чтобы сохранить эти старые, целесообразно уменьшить поток новых. С возрастом, со снижением памяти это какраз и происходит.
А в раннем возрасте, пока ещё нет устоявшихся навыков, память должна быть хорошей, чтобы создавать их.
В общем, говоря о памяти и обобщая сказанное, можно утверждать, что потенциальные возможности нервной системы в отношении памяти тем выше, чем богаче органы чувств и чем крупнее головной мозг. Всё остальное зависит от реализации таких потенциальных возможностей.
И ещё: зная, что проводимости синапсов постоянно изменяются (тоесть прежние навыки, в том числе воспоминания, постоянно затушёвываются), их нужно время от времени обновлять; иначе они забудутся.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антонов В.М.
магистр


Зарегистрирован: 30.09.2010
Сообщения: 262
Откуда: Липецк

СообщениеДобавлено: 4:58 18-01-2016    Заголовок сообщения: Мозг. Русская теория (сериал-тема) Ответить с цитатой

33. Надёжность навыкового мозга

Матричная структура навыкового мозга (со строками и столбцами) говорит о том, что с каждым столбцом контактирует громадное количество строк; у высокоразвитых животных – миллионы и миллионы.
Столбец – это мотонейрон, тоесть канал, по которому идёт сигнал управления отдельной мышцей (сигнал управления – это поток управляющей жидкости).
Строки – это сенсонейроны, поставляющие управляющую жидкость от рецепторов к мозгу, к тому же столбцу.
Следовательно, поток управляющей жидкости мотонейрона (сигнал управления мышцей) складывается из тех порций, которые проникают сквозь синапсы в мотонейрон; каждый сенсонейрон поставляет в эту сумму свою порцию. Этих порций – миллионы и миллионы.
А теперь представим себе, что какая-то порция потерялась, не дошла до мотонейрона. Это – трагедия?
Нисколько!
Порций – так много, что потеря одной из них практически никак не скажется на величине сигнала управления мышцей. И даже десятки потерянных порций, сотни и даже тысячи, не могут существенным образом повлиять на поведение мышцы. От общего количества в миллионы – тысяча потерянных порций составит всего лишь тысячную долю; настолько изменится сигнал управления. Ошибка в действиях мышцы окажется в пределах десятой доли одного процента.
Порции могут потеряться при естественном отмирании (или разрушении) рецепторов, при нарушении работы сенсонейронов и компонейронов коры головного мозга.
Хуже, когда отказывает в работе столбец (мотонейрон) мозга, но и тогда эта потеря может компенсироваться дублированием столбцов и мышц.
Рядом расположенные столбцы мало чем отличаются, и при отключении одних из них их функции начинают выполнять соседи. Погрешности сигналов управления при этом, естественно, увеличиваются и в действиях мышц возникают отклонения, но они – незначительные.
Что касается мышц, то они, как известно, состоят из волокон, и к каждому волокну подходит свой мотонейрон. Сбой в работе отдельных мотонейронов и связанных с ними мышечных волокон мало сказывается на выполнении общих задач.
И самое главное, что обеспечивает высокую надёжность навыкового мозга, заключается в том. что он непрерывно дообучается. Работа и дообучение у него – совмещены, и всякое нежелательное отклонение в действиях организма устраняется тут же – в этих же действиях.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антонов В.М.
магистр


Зарегистрирован: 30.09.2010
Сообщения: 262
Откуда: Липецк

СообщениеДобавлено: 5:59 19-01-2016    Заголовок сообщения: Мозг. Русская теория (сериал-тема) Ответить с цитатой

34. Мыслительный мозг

Очувствление животных (кроме человека) – сиюминутное (в смысле – моментальное, отражающее состояние всех органов чувств в данный момент времени). Что было секундой, двумя секундами раньше – такую информацию мозг не получает.
Хотя принципиально растянутость во времени у навыкового мозга уже присутствовала, но касалась она только работы самого мозга и только двуступенчатого. Эта растянутость выражалась в том, что сиюминутное очувствление в первый момент времени порождало только мимику. Мимика пробуждала соответствующие железы. Те воздействовали на мозг. И наконец такое воздействие, совместное с очувствлением, формировало сигналы управления всеми двигательными мышцами. На весь этот процесс уходило время, и принятие решений (сигналов управления) оказывалось растянутым во времени.
Но само очувствление как было сиюминутным, так и оставалось таким.
Целью следующего этапа в развитии мозга стало растягивание очувствления во времени. Скорее всего, цель определялась иначе, а именно – как создание мыслительного мозга. А растягивание очувствления формулировалось уже как задача этапа.
Действительно, мышление без растягивания очувствления во времени – невозможно. Можно привести на этот счёт целый ряд рассуждений и доводов, но ограничимся лишь одним только этим утверждением. Дальнейшее рассмотрение мыслительного мозга убедительно докажет необходимость такого растягивания.
Конструктивное изменение мозга для решения поставленной задачи свелось к тому, что каждый сенсонейрон многократно дублируется, и это дублирование является, во-первых, последовательным и, во-вторых. с задержкой во времени идущего по нему сигнала очувствления.
Последовательность дублирования сенсонейрона выражается в том, что первый дубль отходит от основного канала; второй дубль отходит от первого дубля; третий – от второго и так далее.
Задержка во времени решается сама собой, так как удлиняется путь прохождения сигналов очувствления.
Так создавался мыслительный мозг, и в этом его отличие, но в принципиальном плане он сохранил свою матричную структуру.
Растягивание во времени очувствления характерно исключительно только для мозга человека.
Эта исключительность – удивительна. Навыковым мозгом обладают самые разнообразные животные; их – тысячи и тысячи, но мыслительный мозг – только у одного человека. Заложенный в этом смысл ещё предстоит понять.
В образном представлении сигнал управления на выходе из мыслительного мозга формируется следующим образом:

U1=>[B1хC] = U2=>[B2хC] =…= Un=>[BnхC]} = e

Здесь U1, U2, …, Un - последовательное изменение мимического образа;
B1, B2, …, Bn – последовательное изменение образа очувствления;
n – число сенсонейронных дублей (будем считать, что оно у всех сенсонейронов – одинаковое).
При выбранном конструктивном изменении мозга (дублирование сенсонейронов) очувствление оказывается ступенчатым, и таким же ступенчатым (угловатым), казалось бы, должны быть движения человека. Однако, учитывая то, что число дублей у разных сенсонейронов – разное, и то, что задержки во времени у всех дублей - разные, в результате ступенчатость в движениях человека сглаживается полностью.
Многократное дублирование сенсонейронов отражается в увеличении размеров мозга. Именно поэтому человеческий мозг крупнее мозга животных.
Кстати, по соотношению размеров неразветвлённого мозга и разветвлённого в результате дублирования можно ориентировочно определить число дублей. Мыслительная часть человеческого мозга оформлена в виде больших полушарий. Коммутация сенсонейронов с мотонейронами осуществляется в коре этих полушарий. Площадь коры взрослого человека составляет примерно 220000 квадратных миллиметров. Сравним её с площадью сечения подводящих путей, например, продолговатого мозга; её можно ориентировочно принять равной 1000 квадратных миллиметров. Разделим площадь коры на площадь сечения продолговатого мозга и получим число дублей – 220. Во столько раз разветвляется очувствление человека в мозгу.
Цифра эта – неточная; она лишь даёт представление о масштабах разветвления. Причём разветвление очувствления у всех людей – разное, и оно изменяется с возрастом. У новорождённого практически нет никакого разветвления. И только со временем оно у него появляется и увеличивается на протяжении всей жизни.
Способствует этому сам мыслительный процесс: кто больше мыслит, у того и разветвление очувствления увеличивается больше. Объясняется это тем, что управляющая жидкость, циркулирующая по нервной системе, является в то же время питательной жидкостью. Где больше её поток, там ускореннее растут ответвления от нейронов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антонов В.М.
магистр


Зарегистрирован: 30.09.2010
Сообщения: 262
Откуда: Липецк

СообщениеДобавлено: 5:05 20-01-2016    Заголовок сообщения: Мозг. Русская теория (сериал-тема) Ответить с цитатой

35. Мышление

Мыслительный мозг – это большой мозг человека, состоящий из двух полушарий. Присмотримся повнимательнее к функциональному (физиологическому) устройству этого мозга.
Прежде всего это – его сохраняющаяся матричная структура, состоящая из строк и столбцов. Строки – входящие сенсонейроны очувствления; столбцы – исходящие мотонейроны воздействия на мышцы и железы. Контакты строк со столбцами – синапсы с индивидуальной проводимостью. Проводимость синапсов формируется сама собой в процессе обучения. Вся коммутация осуществляется в коре больших полушарий.
Главная особенность устройства мыслительного мозга состоит в многократном дублировании его сенсонейронов с задержкой сигналов по времени в каждом дубле. Другими словами, входящая в мозг информация растянута во времени. Мозг фиксирует не только сиюминутное состояние очувствления, но и то, что было секундой раньше, и двумя секундами раньше, и тремя, и так далее.
Особо следует выделить у мыслительного мозга очувствление мотонейронов. На каждом мотонейроне установлен ряд рецепторов, регистрирующих уровень его сигналов. Нейроны, идущие от этих рецепторов, заведены на вход мозга и дополняют строки его очувствления. Будем называть эти нейроны компонейронами (от слова - компоновать). Причём эти компонейроны также многократно дублируются с задержками по времени.
Дополнение внешнего очувствления внутренним от рецепторов самого мозга существенно влияет на его работу и на поведение человека вообще. В этом и состоит, в частности, мышление.
Указанные рецепторы и сенсонейроны закольцовывают соединения мозга и играют роль обратной связи. Они превращают мозг в обычную автоматическую систему с её всеми положительными и отрицательными сторонами. Эпилепсия и заикание – это проявление отрицательных последствий замыкания мыслительного мозга обратной связью.
Закольцовывание связей мыслительного блока превращает его в самодостаточный орган, который может функционировать сам по себе. Внешнее очувствление от глаз, ушей и других органов может служить лишь начальным толчком циркулирования сигналов внутри этого мозга. При большом числе столбцов (сотни и тысячи), при большом количестве рецепторов мозга и при большом числе дублирующих сенсонейронов картина движения сигналов внутри мозга становится, во-первых, очень сложной и, во-вторых, непрерывно изменяющейся.
Движение сигналов (управляющей жидкости) внутри мыслительного мозга без всякой связи с работой скелетных мышц является мышлением.
У мышления есть крайние формы. Если не развита обратная связь или она подавлена, то мышление – очень скупое и мыслительный мозг превращается просто в управляющий блок, функционирующий на основе внешнего очувствления. Если же, напротив, внешнее очувствление – скупое, но активна внутренняя обратная связь, то мышление может свестись к чистому мышлению, оторванному от реальности. Обе эти крайности могут расцениваться как формы психического отклонения.
Нормальное мышление – это когда в нём принимают участие и внешнее очувствление и внутренняя обратная связь, тоесть внутреннее очувствление.
Отклонения от него могут порождаться сходимостью и стабилизацией автоматического процесса, и тогда появляются навязчивые слова, навязчивые мелодии, навязчивые образы и даже навязчивые идеи.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антонов В.М.
магистр


Зарегистрирован: 30.09.2010
Сообщения: 262
Откуда: Липецк

СообщениеДобавлено: 6:18 21-01-2016    Заголовок сообщения: Мозг. Русская теория (сериал-тема) Ответить с цитатой

36. Мышление. Внутренний язык

Циркулирование сигналов в мыслительном мозге не носит случайный характер, похожий на хаос; оно – упорядоченное и осмысленное.
Осмысление мышления выражается во внутреннем, первичном языке. Роль этого языка в мышлении более значительна, чем в навыковом мозге. Там она – содействующая, а в мыслительном мозге – определяющая.
Прежде чем оперировать словами и образами внутреннего, первичного языка, ещё раз уточним его механизм.
В раннем возрасте (даже в грудном) ребёнок как-то реагирует действиями своих мимических мышц на всё увиденное, услышанное, осязаемое и обоняемое. Постепенно эти действия закрепляются (увеличиваются проводимости соответствующих синапсов) и систематизируются: в одних ситуациях они – одни, в других – другие, в третьих – третьи и так далее. Систематизируются они и по отношению к различным образам. В результате возникает вполне определённая связь между ситуациями и образами с одной стороны и действиями мимических мышц – с другой. Это и есть внутренний язык.
Впредь любые действия мимических мышц будут ассоциироваться (увязываться) человеком с определённой ситуацией или с определённым образом. Каждое такое отдельное действие может рассматриваться как отдельное «слово» внутреннего языка.
Мимические мышцы порождают эмоции; действия определённых мышц порождают вполне определённые эмоции. Так весёлое выражение лица соответствует хорошему настроению; таково оно практически у всех людей. Следовательно, смысл «слова» внутреннего языка, отражающего наиболее распространённое эмоциональное состояние человека, почти у всех людей один и тот же. Но, кроме таких общепринятых «слов», в «словаре» каждого человека имеются свои, только ему понятные «слова». Так что в целом у каждого человека формируется свой внутренний язык. Общего, единого первичного языка для всех людей – не существует.
Под мимическими мышцами будем понимать не только мышцы лица, но и другие, не участвующие в движениях тела и его органов, например мышцы кожи. Сюда же относятся и железы, определяющие эмоциональное состояние человека.
Мышление – это разговор на внутреннем языке.
Любое мышление - желательно в том смысле, что оно сопровождается выделением эмоветоров удовлетворения. Следовательно, проводимости задействованных при мышлении синапсов растут. При нормальном, спокойном мышлении этот рост – незначительный и он быстро устраняется в силу естественного распада белков синаптических щелей. Но в обострённом эмоциональном состоянии рост проводимостей – усиленный и мысль глубоко укореняется в мозге.
Рост проводимостей синапсов мыслительного мозга и их уменьшение определяют ход мышления; что-то остаётся, а что-то забывается. Скорость выделения эмоветоров, скорость роста проводимостей синапсов (образование белков) и скорость забывания (распада белков) определяют в результате скорость мышления человека.
В состоянии эмоционального возбуждения необходимые сочетания выделения эмоветоров образования и распада белков синаптических щелей могут нарушаться и тогда нарушается нормальное, правильное мышление.
С возрастом внутренний язык может пополняться словами внешнего языка. Это происходит в результате дополнения мимических мышц голосовыми связками.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антонов В.М.
магистр


Зарегистрирован: 30.09.2010
Сообщения: 262
Откуда: Липецк

СообщениеДобавлено: 5:23 22-01-2016    Заголовок сообщения: Мозг. Русская теория (сериал-тема) Ответить с цитатой

37. Скачущий взор человека

Наглядным примером растягивания очувствления во времени и связи его с мышлением может служить такое необычное явление, как скачущий взор человека.



Так скачет взор человека, рассматривающего картину.

Чтобы ни рассматривал человек, его взор постоянно перескакивает с одной точки обозреваемой сцены (картины) на другую, с одного места на другое. Происходит это так быстро, что сам человек не фиксирует позицию своего взора; скачки происходят, можно сказать, автоматически.
Отклонения взора происходят чаще всего не столь значительные, и поэтому они не замечаются со стороны. Но у некоторых людей взор раскачивается настолько, что это выглядит как «бегающие» глаза.
Целью скачков является более подробное, более детальное рассматривание всей обозреваемой картины.
У глаза есть центральное зрение и боковое. Центральное зрение – основное; оно способно выявлять самые мелкие детали обозреваемой сцены. Боковое зрение – вспомогательное; оно используется только для того, чтобы обнаруживать на периферии обозреваемого поля привлекающие внимание детали (чаще всего – движущиеся) и обращать взор (центральное зрение) именно на них.
Глаз имеет сетчатку, заполненную зрительными рецепторами. Рецепторы распределены по сетчатке неравномерно. Наибольшая плотность рецепторов наблюдается в так называемой центральной ямке. Именно она, эта ямка, обеспечивает центральное зрение с очень высокой степенью разрешения. Но размеры ямки – очень малы: её диаметр не превышает полмиллиметра,- и охватывает она очень малый участок обозреваемого поля.
Все прочие рецепторы, расположенные по сторонам от центральной ямки, не дают такой зрительной подробности и создают лишь нечёткое боковое зрение.
Получается так, что для детального рассмотрения всего поля зрения взор должен скользить по нему из конца в конец в разных направлениях с тем, чтобы подробно рассмотреть всё это поле. Скольжение – дискретное; оно задерживается в отдельных точках, и тогда в мозг направляется весь поток информации от центральной ямки.
Скачущий взор демонстрирует, в первую очередь, свою наглядную связь с растягиванием зрительного очувствления во времени. Если бы такого растягивания не было, то терялся бы смысл перескакивания взора с места на место, так как информация любого предыдущего взора не сохранялась бы в мозгу.
Между прочим, по времени обзора картин (особенно сложных) можно судить о времени растягивания очувствления.
Связан скачущий взор и с мышлением. Он нисколько не похож на рефлекс или инстинкт. Видимые сцены обозреваются не сканированием по заданной траектории, а выборочно – с предпочтениями к тем или иным местам обозреваемой картины. Правда, происходит это так быстро, что человек почти не замечает участия своего мышления в выборе мест фиксирования своего взора.
Выбор осуществляет мыслительный мозг. Следовательно, зрительное очувствление доходит до него. И в то же время оно принимает активное участие в работе мышц двигательного аппарата, тоесть в работе, в частности, мозжечка. Получается так, что человек учитывает зрительную информацию как непосредственно в своих движениях, так и в своём мышлении.
На основании подобных рассуждений приходится делать вывод о том, что скачущий взор характерен только для человека; у животных его нет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антонов В.М.
магистр


Зарегистрирован: 30.09.2010
Сообщения: 262
Откуда: Липецк

СообщениеДобавлено: 6:14 23-01-2016    Заголовок сообщения: Мозг. Русская теория (сериал-тема) Ответить с цитатой

38. Логика мышления

Будем говорить о логике не как о науке, а как о бытовом способе общения и убеждения.
Доводы собеседника могут восприниматься нами как логичные или, наоборот, как нелогичные. Объективны ли такие суждения? Попробуем в этом разобраться.
Логика может быть абсолютной; но это – редкий случай. К такой логике относится арифметика: два плюс два равняется четыре.
Вся прочая логика – навыковая: чему научили, то и получили. Одни и те же доводы могут расцениваться как логичные и нелогичные; всё зависит от усвоенных норм.
Логику можно представить в виде определённого порядка рассуждений. Она включает исходные положения и вывод, следующий из этих положений.

Бытовой пример.
Исходные положения: 1) плохо поступают те взрослые люди, которые пьянствуют, курят и сквернословят; 2) сосед – именно такой.
Вывод: он поступает плохо.

Формально в логике приведённого примера – всё правильно. Однако на практике очень часто смещаются понятия что хорошо и что плохо, и тогда выводы, к сожалению, могут делаться обратными.
Моральные установки формируются у человека в раннем возрасте. Формируются они под воздействием со стороны родителей и ближайшего окружения. Если эти отношения – нормальные, доброжелательные, то и реакция ребёнка на воспитание будет положительной. В моменты наставлений и замечаний будут возбуждаться у него железы удовлетворения, вырабатывающие эмоветоры роста проводимостей синапсов. Наставления и замечания закрепятся у ребёнка в мозгу.
Но бывает иногда иначе. Если поучения ребёнок воспринимает отрицательно (явление негативизма), то произойдёт обратная реакция: проводимости синапсов его мозга сократятся, и навязываемые положения будут отторгнуты.
Рассмотренный пример касается моральных сторон человека, но подобное раздвоение реакций встречается и по отношению к другим сторонам.
В результате можно сделать «логический» вывод, что навыковая логика – очень уж избирательна. Она может оказаться убедительной только в кругу единомышленников.
В таком «логическом» переходе заключается парадокс логики.
Важное значение в формировании логики имеет характер мышления. Он может быть реалистическим или мистическим. Реалистическое мышление опирается на очевидность; мистическое может руководствоваться домыслами. Реалистическая логика близка к тому, чтобы быть единой и взаимоприемлемой. Мистическая логика может быть какой угодно.

Пример мистического мышления в безэфирной физике:
«Вакуум – это состояние с наименьшей энергией при отсутствии вещества. Но отсутствие вещества ещё не означает отсутствия частиц… Если приложить достаточно энергии, из вакуума можно рождать частицы. дело в том, что энергия может переходить в поле, а поле – в частицы.»
Получается так, что энергия, якобы, представляет собой некую особую субстанцию, не связанную с веществом, что существуют некие загадочные поля с особыми свойствами, что эти поля рождают частицы. И непонятно: частицы – это вещество? или не вещество?
Если руководствоваться такими произвольными исходными позициями и такими же произвольными правилами переходов, то вариантов «логических» выводов из подобных мистических рассуждений может быть сколько угодно много.
Поэтому споры (тем более – научные) между реалистами и мистиками – бессмысленны; они не ведут к взаимопониманию.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антонов В.М.
магистр


Зарегистрирован: 30.09.2010
Сообщения: 262
Откуда: Липецк

СообщениеДобавлено: 5:39 24-01-2016    Заголовок сообщения: Мозг. Русская теория (сериал-тема) Ответить с цитатой

39. Логика страстей

Субъективный, навыковый характер логики ярко отражается в формировании череды человеческих страстей.
Что такое страсть? У каждого человека – много самых разных желаний, но одно из них, наиболее предпочтительное, называется страстью.
Всего страстей – семь. Выбор страсти обосновывается логикой рассуждений. Переход от одной страсти к другой строится на отрицании первой и на предпочтении второй. Поэтому такие переходы выглядят как ступени социального взросления человека. Рассмотрим их по порядку.
Начнём с первой ступени; ей соответствует начальная страсть – страсть выживания. Она поглощает человека в смертельно опасных случаях (например в зоне военных действий). Логика первой ступени – предельно проста: выжить любой ценой.
Как только человек преодолевает страх перед смертью, он переходит на вторую ступень; ей соответствуют страсть радости жизни и преклонение перед обычным застольем. Логика рассуждений при переходе с первой ступени на вторую – следующая: «надоело бояться; насладимся застольем; выпьем и снова нальём».
Следующие страсти 3-ей, 4-ой, 5-ой и 6-ой ступеней социального взросления основываются на врождённом инстинкте человека – на его стремлении выделиться среди окружающих.
Логика рассуждений при переходе со второй ступени на третью поэтому строится на отрицании чревоугодия и на предпочтении внешней привлекательности (спортивный вид, модная одежда).
Переход с третьей ступени на четвёртую обосновывается презрением к пижонству и щегольству и страстью к материальному обогащению (небрежная внешность, но толстый кошелёк).
Страсть пятой ступени – культурное обогащение; оно отвергает материальное богатство (осуждает куркулей) и ценит разносторонне развитого, культурно обогащённого человека.
Шестая ступень – творчество. «Какой прок в культурном обогащении, тоесть в восхищении чужими творениями? Не лучше ли создавать их самому?»
Но как только человек подавляет в себе инстинкт выделиться среди окружающих (или этот инстинкт отмирает сам собой с возрастом), появляется созерцательность; это уже – последняя, седьмая ступень. Но и она строится на отрицании страсти предыдущей ступени: «Человек даже лучшими своими творениями лишь загадил Природу».

Подведём итог. Каждому человеку кажется, что логика его рассуждений, обосновывающая выбор своей страсти, очень убедительная. Ему невдомёк, что логика других людей, стоящих на других ступенях, - совсем иная и кажется им не менее убедительной.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антонов В.М.
магистр


Зарегистрирован: 30.09.2010
Сообщения: 262
Откуда: Липецк

СообщениеДобавлено: 5:27 25-01-2016    Заголовок сообщения: Мозг. Русская теория (сериал-тема) Ответить с цитатой

40. Мышление и творчество

С работой мыслительного мозга связано творчество. Точнее говоря, творчество является результатом мышления; ещё точнее – реалистического мышления.
Прежде чем рассуждать на эту тему, определимся с понятиями. Под творчеством договоримся понимать разработку и создание чего-то нового, того, чего не было раньше. Например, конструктор разрабатывает и создаёт необычную конструкцию, признанную изобретением. Это уже - творчество.
Определяющим понятием творчества является необычная новизна. Если конструктор разрабатывает новую конструкцию, но с прежними целями и с использованием существующих элементов (например лишь увеличивает её размеры), то такая работа не подпадает под понятие творчества. И только осмысленная, логически обоснованная новизна может расцениваться как результат творчества.
Если сравнивать знания и умения современного человека и доисторического и не отдельных личностей, а всего человечества, то прогресс – налицо, и всё – благодаря мыслительному мозгу. Получается так, что на творчество способен только человек; животные на это не способны – у них нет мыслительного блока.
В принципе нельзя исключить и случайность творчества, к которому могут быть причастны даже животные, но такая случайность ограничивается простейшими элементам. Первобытный человек (и даже высокоразвитые животные) могли случайно освоить использование палок и камней, но сделать сознательно полноценный каменный топор (заострить его лезвие и скрепить с топорищем) можно было только в результате обдумывания и логических рассуждений. Ещё больше умственного труда нужно было затратить при конструировании колёсного транспорта, водяной или ветряной мельницы, при проектировании сложных жилищ.
Обдумывание ведётся на внутреннем языке человека. Язык этот состоит из отдельных «слов» - из отдельных комбинаций мимических мышц.
«Словарный» запас внутреннего языка у каждого человека – свой (у кого – больше, у кого – меньше), своё и разнообразие «слов». И сами «слова» могут различаться по отражению ими простых образов или каких-то сложных ассоциаций. Чем больше «слов» внутреннего языка, чем больше их разнообразие, чем шире круг отражаемых ими понятий, тем богаче мышление и тем больше возможностей творчества.
Но новый творческий продукт, надо полагать, – это новое «слово» внутреннего языка. Как оно появляется?
Возможны два подхода. Первый связан с углублением понимания того, что обдумывается, с логикой обоснования предстоящего дела. При этом могут вскрыться и новые элементы дела и новые их комбинации; они и составят новые «слова».

Пример. Микроскоп позволил рассмотреть живой микромир. Благодаря ему круг наших представлений об этом мире значительно расширился. Усложнилось и наше понимание живой материи. Всё это породило массу новых «слов»; одно из них связано, например, с вакцинацией.

Второй подход строится на поиске хороших решений. Перебирая их, используя при этом всяческие аналогии и модели, можно наткнуться на новое, неожиданное решение. Этот подход – вероятностный, и он даёт результат только тогда, когда этому делу уделяется должное и продолжительное внимание.
Творческих работников среди людей – немного, но именно они являются двигателями прогресса, именно они спасали человечество в самые трудные периоды его существования, например в ледниковый период.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антонов В.М.
магистр


Зарегистрирован: 30.09.2010
Сообщения: 262
Откуда: Липецк

СообщениеДобавлено: 5:51 26-01-2016    Заголовок сообщения: Мозг. Русская теория (сериал-тема) Ответить с цитатой

41. Восприятие речи

Восприятие речи входит в тот круг возможностей, который открывается с появлением мыслительного мозга.
Так как растягивание во времени очувствления реализовано только в мозге человека, то и восприятие речи, базирующееся на таком растягивании, присуще только ему.
Появляется оно у него не сразу после рождения, а со временем. Новорождённый воспринимает услышанное как животные, тоесть как набор отдельных звуков и не способен объединить их.
И только с прорастанием дублирующих сенсонейронов (тоесть компонейронов) в мыслительном блоке мозга появляется такая возможность. На это уходит у нормальных детей не менее года.
По мере увеличения числа дублирующих сенсонейронов происходит постепенное восприятие всё более сложных звуков: сначала – коротких слов («мама», «папа»), потом – подлиннее, и наконец – целые предложения.
В течение первого года жизни и вплоть до полного освоения речи формируется внутренний (первичный) язык ребёнка. Вначале человеческие голоса вызывают у него различные возбуждения мимических мышц (среди этих мышц – и голосовые связки). Постепенно голоса окружающих ребёнка людей (и детские, и женские, и мужские) закрепляются в его мозге уже в виде соответствующих возбуждений его голосовых связок. Так возникает основа внутреннего языка. Она выражается в том, что ребёнок учится прежде всего не раскрытию смысла услышанного, а, своего рода, копированию звуков. Раскрывать смысл услышанного в этом возрасте он ещё не может. Закрепление связи звуков, произнесённых разными людьми, с возбуждением своих собственных мимических мышц (в данном случае – с голосовыми связками) – важный этап в освоении речи.
Если бы с самого рождения в мозге ребёнка осуществлялось растягивание услышанного во времени (если бы уже тогда были дублирующие сенсонейроны), то он непроизвольно в режиме навыка осваивал бы речь близких ему людей. И он бы её освоил, но понять посторонних людей с отличающимися голосами он был бы не способен, так как их голоса не похожи на голоса близких ему людей. Следовательно, хорошо то, что рождается ребёнок без дублирующих сенсонейронов.
Научившись сначала копировать звуки с помощью своих голосовых связок, ребёнок потом воспринимает смысл услышанного в два этапа: сначала возбуждаются его мимические голосовые мышцы (это – внутренний язык), и только потом он понимает сказанное, но уже как самого себя.
Трудности восприятия возникают только тогда, когда слышатся нечёткая дикция или дефекты произношения звуков (картавость, заикание и прочее). Сами говорящие при этом не испытывают особых затруднений, но у слушающих их с трудом копируются непривычные звуки и с трудом воспринимается смысл услышанного.
Растягивание во времени слуховой информации в мыслительном блоке человека напрямую связано с мелодиями песен и с ритмом стихотворных форм. Регулярно повторяющиеся звуки вызывают приятный резонанс внутреннего языка. При чтении стихов просебя возбуждения голосовых связок сохраняются, но в приглушённом, ослабленном тоне.
Можно даже отметить такую взаимосвязь между растягиванием слухового очувствления и ритмикой звуков: людям с большим растягиванием очувствления больше нравятся растянутые мелодии и длинные рифмованные формы.
Они же легко воспринимают длинные речи и улавливают их смысл, тогда как другим людям это оказывается неподсилу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антонов В.М.
магистр


Зарегистрирован: 30.09.2010
Сообщения: 262
Откуда: Липецк

СообщениеДобавлено: 5:40 27-01-2016    Заголовок сообщения: Мозг. Русская теория (сериал-тема) Ответить с цитатой

42. Чтение

Ещё одним проявлением мышления является чтение текста. Это стало возможным тогда, когда было внедрено растягивание очувствления во времени, тоесть когда появилась мыслительная часть мозга.
У животных её нет, и читать они не способны.
Беглое чтение появляется не сразу; на его освоение уходит довольно много времени. Значит, этот процесс – не очень простой. Разберёмся в нём. Между прочим, порядок освоения начальных основ чтения помогает нам глубже разобраться во внутреннем языке человека.
Сразу оговоримся: написанное может иметь вид иероглифов или буквенный вид. Освоение их чтения – совсем различное. Сначала сосредоточимся на буквенном тексте.
Прежде всего запоминаются все буквы алфавита. При этом устанавливается связь между изображениями отдельных букв и их произношением. Произношение создаётся определённым напряжением мышц речевого аппарата; у каждой буквы – свой набор этих напряжений. Уже в этом раскрывается первоначальный смысл внутреннего языка: человек при чтении со зрительных образов переходит на своё внутреннее отражение этих образов.
Далее следует освоение слогов, и опять – через копирование их определённым набором напряжений мышц своего речевого аппарата. Слога больше соответствуют словам, чем отдельные буквы.
Из слогов складываются слова. И буквы, и слога, и слова осваиваются вслух. И снова ученик увязывает изображения слов с напряжением своих мышц. В первое время он добивается автоматизма произношения слов, не вникая в их смысл.
И только после того, как такой автоматизм закрепляется, ученик начинает обращать внимание на этот смысл. Все слова ему были известны ещё до начала обучения чтению, и всех их он воспринимал с помощью своего внутреннего языка, тоесть через соответствующие им наборы напряжений речевого аппарата. И теперь они вдруг совпали с теми, что возникают при чтении. Такое совпадение даже удивляет ученика; он начинает понимать смысл слов и текста.
С точки зрения простоты и удобства освоения чтения предпочтительней является такая грамматика, в которой действует правило: как слышится, так и пишется. Если такое правило не соблюдается, то это создаёт дополнительные трудности в освоении чтения.
Обратим своё внимание на то, что тексты пишутся на внешнем (вторичном) языке общения, и при обучении чтению ученик вынужден согласовывать его со своим внутренним языком.
Это можно подтвердить следующим примером. При прочтении сложного предложения (или абзаца) во второй и последующие разы могут вскрыться новые не обнаруженные ранее смыслы. Предложение – одно и то же, а смысл понятого – другой. Следовательно, понимается не то, что написано, а перевод его на свой внутренний язык. Если во второй и последующие разы перевод оказался другим, то и восприятие прочитанного окажется другим.
Совсем иное восприятие - написанного в виде иероглифов. Всё дело в том, что иероглифы никак не связаны с произношением, тоесть с внешним языком общения; они несут в себе только смысл. Люди, говорящие на разных языках, легко общаются между собой с помощью иероглифов.
Во время обучения чтению текстов с иероглифами устанавливается прямая связь смысла написанного с внутренним языком; копирование звуков при этом полностью исключается. Исключается и чтение вслух. Более того, перевод написанного на внешний язык общения не может изменяться при новом прочтении.
В качестве поясняющего примера можно привести изображения цифр; они являются простейшими иероглифами. Изображения цифр во всём мире одинаковое, и люди, говорящие на разных языках. воспринимают их одинаково, хотя произносятся они по-разному. И сколько бы раз мы не возвращались к изображённым цифрам, мы воспринимаем их всегда одинаково.
Недостатком иероглифов является то, что их – очень много, и, чем содержательней, чем разнообразней смысл написанного, тем больше их требуется.

Чтение вслух алфавитного текста практикуется только на начальных стадиях обучения. Потом оно заменяется чтением просебя. При этом человек по-прежнему напрягает свой речевой аппарат, но это напряжение не доходит до мышц аппарата. Эта связь прерывается. Если говорить точнее, то связь не прерывается, а приглушается; сигналы управления мышцами речевого аппарата сохраняются, но они сильно ослабляются и не порождают звуки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антонов В.М.
магистр


Зарегистрирован: 30.09.2010
Сообщения: 262
Откуда: Липецк

СообщениеДобавлено: 5:49 28-01-2016    Заголовок сообщения: Мозг. Русская теория (сериал-тема) Ответить с цитатой

43. Речь и письменность

Восприятие речи – это одно, а произнесение речи – совсем другое. Между прочим, произнесение речи и изложение её в виде письма имеют схожий механизм. Различие их – только в том, что при произнесении речи участвуют мышцы речевого аппарата, а при написании текста – мышцы руки. Правда, написанию предшествует обговаривание текста на внешнем языке. Получается так, что написание есть продолжение процесса речи.
Осознанно говорить и писать могут только люди.
Общаться между собой с помощью звуков могут и животные. Для этого у них имеются и голосовые связки для извлечения звуков и уши чтобы их воспринимать. Яркий пример тому – тревожные, предостерегающие крики, адресованные своим сородичам.
Но звуки животных остаются звуками: они не складываются в растянутые слова и, тем более, в предложения. Рулады певчих птиц и бормотание попугая не являются исключением; они не носят сознательного, развёрнутого смысла. Растягивание звуков у этих птиц осуществляется не за счёт внутримозгового сдвига во времени слухового очувствления, а за счёт восприятия звуковых волн: один произведённый звук порождает второй; второй порождает третий, третий – четвёртый и так далее до полного завершения набора звуков, заложенных в инстинктах или приобретённых в результате навыка. Такая цепочка не сопровождается установлением связи между растянутыми звуками и действиями звукового аппарата птиц внутри мозга, так как там нет никакой растянутости во времени.
Это похоже на то, как человек декламирует выученные наизусть стихи. Если не принимать во внимание его попутное мышление, то механизм декламации (сам по себе) строится по такому же принципу, как и у попугая, когда предыдущая строка порождает последующую. Прерванный на полуслове человек может продолжить декламацию только тогда, когда ему напомнят последнюю произнесённую им строку. Это говорит о том, что произнесение выученных наизусть текстов носит навыковый характер. И только сопровождающее такую декламацию мышление отличает человека от попугая.
Речь формируется в несколько этапов. Ей предшествует «обговаривание» смысла на внутреннем языке человека. Далее он переводит внутренний язык на внешний и выстраивает саму речь, обговаривая её определёнными условиями: что сказать, как сказать, на чём усилить интонацию и всё прочее. Заканчивается мыслительный этап тем, что задуманное в виде сигналов управления накладывается на столбцы мышц речевого аппарата.
Сам же процесс произнесения речи носит навыковый характер: произносятся только такие слова и в такой последовательности, которые закреплены в мозге человека в виде навыков.
Сигналы управления мыслительного блока могут накладываться также на мышцы рук и всего тела, и тогда речь сопровождается жестикуляцией и выразительными движениями тела.
Изложение речи на бумаге (письмо) составляет последний этап перевода мыслей (внутреннего языка) в форму общения людей между собой. Сам процесс письма – точно такой же навыковый, как и в случае с речью.
Набор текстов на клавиатуре ничем принципиально особенным не отличается от простого написания слов на бумаге.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антонов В.М.
магистр


Зарегистрирован: 30.09.2010
Сообщения: 262
Откуда: Липецк

СообщениеДобавлено: 5:13 29-01-2016    Заголовок сообщения: Мозг. Русская теория (сериал-тема) Ответить с цитатой

44. Познание

Скорее всего, познание было главной целью, достигаемой с помощью мышления.
Нетрудно догадаться – о чём мечтали инопланетяне, поселившие человека на планете Земля. Первое – это размножение людей; второе – накопление знаний и третье – продолжение их дела по распространению жизни вглубь космоса и расселение людей на другие планеты.
Первая мечта исполнена: люди на Земле прижились и размножились.
О третьей мечте пока говорить рано.
Получается, что на первый план сейчас выходит вторая задача - накопление знаний. Это – задача всего человечества.
Познание – это естественное влечение человека, вооружённого аппаратом мышления.
Опирается познание на творчество и речь: творчество расширяет познание, а речь передаёт его из поколения в поколение.
О целенаправленности познания говорит и то, что даже в нервных системах животных заложен инстинкт любопытства. В обычных ситуациях поведение животных – обычное, но в необычных и неожиданных они замирают в состоянии крайнего любопытства.
У человека, особенно в раннем возрасте, любопытство перерастает в любознательность. Похоже, что это – инстинкт. Очень выразительна любознательность в детстве, когда вопросы «почему?» и «зачем? задаются на каждом шагу. С возрастом это влечение угасает, однако некоторые люди сохраняют его на протяжении всей жизни.
Основные знания касаются законов Природы и секретов живой материи. Представляют интерес также законы взаимоотношений людей, тоесть политика и культура.
Каждый человек хранит свои знания в том объёме, в каком он освоил их, и эти знания вкупе с врождёнными особенностями составляют, можно сказать, его душу. Этот багаж передаётся потомкам. Так душа человека переходит из поколения в поколение; в этом, вполне возможно, и кроется её бессмертие.
Каждое поколение дополняет переданные ему знания своими успехами в науке. Какое-то поколение в этом преуспевает, а какое-то – не очень (энергия поколения может растрачиваться впустую).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антонов В.М.
магистр


Зарегистрирован: 30.09.2010
Сообщения: 262
Откуда: Липецк

СообщениеДобавлено: 6:17 30-01-2016    Заголовок сообщения: Мозг. Русская теория (сериал-тема) Ответить с цитатой

45. Воля

Нагляднее всего воля человека проявляется в его способности подавлять свои инстинкты.
Вторым проявлением воли является принуждение человеком самого себя к выполнению таких действий, которые не побуждаются естественным влечением.
Можно отнести к проявлению воли также планирование человеком своих действий.
Рассмотрим эти проявления воли более подробно.
Инстинкты – врождённые, и они порождаются сами собой в соответствующих ситуациях. Животные не способны им противостоять и вынуждены действовать в таких ситуациях по тем жёстким программам, которые заложены в их инстинктах. Иногда инстинкты противоречат изменившимся условиям проживания, и их следовало бы заменить навыками. Но животные не имеют воли и на это не способны. Они неуклонно исполняют программы своих инстинктов даже в ущерб своему существованию.
Человек может подавлять свои инстинкты. Механизм подавления – следующий. Начинается всё с размышления.
Напомним: мышление осуществляется на внутреннем языке и представляет собой циркуляцию в коре большого мозга комбинаций потоков управляющей жидкости (тоесть «слов» внутреннего языка). Одобрительные эмоветоры повышают проводимости тех синапсов, по которым проходят потоки. Это повышение – незначительное и кратковременное; оно поддерживает лишь мышление.
Принятое решение по подавлению своего инстинкта одобряется в большей степени, и проводимости соответствующих синапсов повышаются более значительно. Это приводит к тому, что потоки управляющей жидкости принятого решения усиливаются и направляются на мотонейроны мимических мышц и желёз. А те, в свою очередь, определяют возбуждения исполнительных мышц.

Пример подавления инстинкта.
Человека обидели словом. Инстинктивная реакция в таком случае – дать сдачи. Но воспитанием его убедили в том, что обиды следует прощать, и он принимает иное решение. Кора его большого мозга посылает на речевой аппарат такие потоки управляющей жидкости, которые порождают, вместо обидных ответных слов, примиряющие. Конфликт, который мог бы разгореться. исчерпан.

Принуждение самого себя к выполнению неприятных, но необходимых действий начинается также с размышлений и выбора желаемого решения. В результате усиливаются те потоки управляющей жидкости, которые соответствуют принятому решению. Они же приводят в действие соответствующие мимические мышцы и железы.
Если принуждение повторяется, то это приводит к возникновению навыка.
Несколько слов – о планировании своих действий. Планирование характерно тем, что человек сохраняет в уме необходимость выполнения определённых действий на протяжении всего времени до их исполнения. Это означает, что управляющая жидкость мыслительного блока циркулирует в основном по тем маршрутам, в которых – наибольшие проводимости синапсов. Эти проводимости формируются при выборе плановых действий. В определённое время эти увеличенные потоки запускают в работу исполнительные механизмы, а по завершению работ отключают их.
И запуск и отключение исполнительных механизмов производятся не релейным механизмом, а достижением пороговых величин сигналов управления.
Встречаются и прочие проявления воли, но у всех у них – один и тот же механизм.
Сила воли определяется интенсивностью работы той железы, которая вырабатывает эмоветор нарастания проводимостей синапсов. Чем больше поток этого эмоветора, тем больше сила воли.
В общем производительность той железы определяется наследственностью, но путём постоянной стимуляции можно добиться более продуктивной её работы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Химический форум -> Другие дисциплины Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 3 из 5

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
[каталог]  [прайс-листы]  [статьи]  [доска объявлений]  [обратная связь]

ЛО | Ссылки |
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100

Copyright © 2001-2012.